Смена статуса самозанятого
Статус ИП дает бывшему самозанятому преимущества для масштабирования бизнеса: нанимать официально сотрудников и повысить объем выручки почти в 100 раз (до 265 млн.руб).
Процедура регистрация ИП сейчас полностью автоматизирована со стороны государства и банков. Занимает в среднем 3 рабочих дня. Юридический этап создания ИП максимально прост и оцифрован. После регистрации ИП возникают существенные отличия от самозанятого в виде новых обязанностей:
- регистрации и постановки на налоговый учет онлайн-кассы
- ведения и подачи регулярной налоговой отчетности
- уплата страховых взносов за работников
ИД «Коммерсант» обратил внимание на массовый переход самозанятых к статусу ИП на маркетплейсах. Наши эксперты разбирались в вопросе и предоставили свои разъяснения по последствиям перехода к статусу индивидуальный предприниматель (ИП).
Поясняет Директор практики организационного развития, к.ю.н. Михаил Меркулов
Самозанятые стали ИП на маркетплейсах
Директор практики организационного развития
При создании налогового режима на профессиональный доход (самозанятые) налоговая инспекция предполагала обеление доходов индивидуальных тружеников и не предполагала широкое использование для торговли на маркетплейсах с большой выручкой. Многие самозанятые в силу инфляции и роста продаж достигли предела выручки, предусмотренного с п. 8 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ в сумме 2,4 млн.руб., и вынуждены для сохранения бизнеса менять налоговый статус на ИП.
Новый статус ИП предполагает выбор налогового режима и рост налоговых платежей:
- 6% по методу «доходы»
- 15% «доходы минус расходы».
При превышении доходов 199 млн. и/или численности персонала 130 чел. налоговые ставки будут еще выше: 8% по методу «доходы» и 20% «доходы минус расходы». Рост масштаба бизнеса неизбежно приводит к росту затрат на администрирование. Анонсированная налоговая реформа 2024 года, вероятнее всего, еще больше увеличит налоговую нагрузку на ИП начиная с 2025 г.
Маркетплейсы создают массу новых рыночных феноменов, требующих от законодателей новых подходов (налоговые режимы, трудовые отношения с самозанятыми, ответственность маркетплейсов, профсоюзы поставщиков и т.п.)
Скорость адаптации бизнес-процессов к статусу ИП зависит от личных качеств предпринимателя (образование, опыт, скорость найма первичного административного персонала). Имея навык делегирования и минимальную команду выход селлеров на маркетплейсы не замедлится.
Неопытным продавцам маркетплейсов, впервые осваивающим статус ИП, лучше предусмотреть некоторые затраты на консультации с юристом и бухгалтером. Обычно, консультация дешевле.
Опубликовано ИД «Коммерсант»
www.kommersant.ru/doc/6728694
Отличие ИП от самозанятых по юридической ответственность перед третьими лицами отсутствует. Каждый из них отвечают всем принадлежащим имуществом. Однако оснований для штрафов у ИП в сравнении с самозанятыми - гораздо больше:
- за несвоевременную сдачу отчетности
- за неполноту и своевременность страховых взносов,
- за неприменение кассового аппарата
- за неправильный расчет таможенных платежей при закупках товаров зарубежом
- за нарушение миграционного законодательства (если есть иностранные работники)
- и многие другие.
Наиболее трудоемким этапом для бывшего самозанятого является не процедура регистрация ИП, а адаптация к новым правилам работы: регистрация и использование кассы, ведение налоговой отчетности, хранение первичных документов, подключение электронного документооборота (ЭДО), использование печати, обновление данных на маркетплейсе и у контрагентов-поставщиков, информирование потребителей, изменение условий договоров-оферты и сопроводительных документов на товары.