Все организационные структуры состоят из 3-х одинаковых функциональных блоков:- Продажи - фронт - офис
- Администрирование - бэк - офис
- Производство - создание продукта
В зависимости от бизнес-модели каждый блок организационной структуры может полностью или частично передаваться на аутсорсинг, либо развиваться самостоятельно внутри компании.
Чем быстрее растёт бизнес, тем больше человеческих ресурсов требуется для масштабирования. Функциональные блоки структуры, вследствие роста бизнеса, дробятся на микроэлементы (отделы), усложняя организационную структуру и связи между ними.
Рост бизнеса зеркальным образом отражается на организационной структуре, которая как скелет, должна трансформироваться и усиливаться для сохранения управляемости процессов.
Самый главный функциональный блок организационной структуры - это продажи. Рост продаж приводит к росту бизнеса, падение продаж - к деградации.
Создание и модернизация эффективной организационной структуры осуществляется с помощью двух инструментов:- Организационного проектирования
- Иерархической классификации должностей
Организационное проектирование решает задачи распределения власти, полномочий и ответственности между подразделениями и функциональными блоками.
Иерархический классификатор устанавливает и визуализирует субординацию персонала, уровни оплаты труда, различий в системах мотивации и коммуникативные ограничения.
Модернизация организационной структуры внутренними ресурсами компании редко достигает цели из-за предопределённого противоречия интересов собственника и сотрудников. Внедрение организационной структуры является трудоемким и сложным этапом внутреннего развития бизнеса.
Организационные изменения выводят сотрудников из зоны психологического комфорта, вызывают их сопротивление и неприятие нововведений. Перераспределение власти и полномочий требует постоянной вовлеченности собственника в поддержку изменений.