По данным ФНС России, за последние 3 года доначисления в бюджет по схемам дробления составили десятки миллиардов рублей. Однако, понятие «дробление бизнеса» отражалось только в судебных актах и эклектично обобщалось судебной практикой.
Изменения Налогового кодекса от 12.07.2024 N 176-ФЗ настолько масштабны, что именуются не иначе как налоговая реформа. Хотя основные положения закона вступают в силу с 1 января 2025 года, бизнесу стоит обратить на них пристальное внимание уже сейчас.
Налоговая амнистия по дробленИЮ БИЗНЕСА 2024
Директор практики организационного развития
Изменения НК РФ (ст. 6 ФЗ N 176-ФЗ) официально закрепили понятие «дробление бизнеса» под которым теперь понимается разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами, в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения специальных налоговых режимов с превышением предусмотренных статьей 54.1 НК РФ пределов налоговой базы.
Закрепленная формулировка «дробления» максимально широкой охватывает оценочные критерии, которые не позволят предпринимателю самостоятельно сделать однозначный вывод о том, есть у него дробление или нет. Впрочем, и ранее судебная практика не давала ответа в виде исчерпывающего перечня признаков дробления бизнеса, поэтому и существовали ситуации, когда при схожих обстоятельствах одни хозяйствующие субъекты выходили победителями в спорах с налоговыми органами, а другим приходилось платить все доначисленные налоги и штрафы.
Дефицит бюджетов всех уровней создает предпосылки сохранения ситуации неопределенности и в будущем. Позиция ФНС России уже озвучена на встречах с деловыми объединениями бизнеса: «Устанавливать в законодательстве детальные критерии дробления не требуется, так как сформировавшейся практики по этому вопросу достаточно. Любое определение формальных параметров допустимого или недопустимого дробления создает новые возможности для обхода закона» (*1).
Возможность выиграть спор с налоговыми органами в случае предъявления претензий по дроблению бизнеса, без внешней квалифицированной помощи, маловероятна. Однако, заблаговременная подготовка к налоговым претензиям способна улучшить судебные перспективы защиты налогоплательщика.
Нижний порог применения УСН по выручке, освобождающий от налога на добавленную стоимость, установлен в размере 60 млн. рублей годового дохода. Ставка уплачиваемого НДС при применении УСН составит либо 5% при доходах от 60 до 250 млн. руб., либо 7% при доходах от 250 до 450 млн. руб. При этом, у таких «льготных» ставок есть существенный недостаток – отсутствие права на применение вычетов. т.е. налог становится фактически оборотным.
Помимо этого, существенно повысится административная нагрузка на бизнес, т.к. придется подготавливать и сдавать соответствующую налоговую отчетность (вести книгу продаж, выставлять счета-фактуры и сдавать электронные декларации по НДС).
Учитывая предстоящие с 1 января 2025 года изменения для плательщиков УСН, может возникнуть искушение разделить оборот на несколько хозяйствующих субъектов с выручкой до 60 млн. рублей в год. От такой «оптимизации» хотелось бы предостеречь, так как число успешных дел об оспаривании налоговых доначислений в последние годы значительно сократилось. Доводы налогоплательщиков в спорах о дроблении бизнеса суды оценивают скептически, отказывая заявителям в большинстве случаев.
НДС на УСН от 60 млн.руб.
За предшествующие годы судебная практика выработала основные критерии дробления бизнеса:
- применение специальных налоговых режимов;
- взаимозависимость группы компаний (предпринимателей);
- схожие виды экономической деятельности;
- общие контрагенты;
- общее управление группы компаний (предпринимателей);
- общие ресурсы (материальные и трудовые).
При наличии в хозяйственной деятельности совокупности перечисленных признаков, предпринимателям стоит обратить пристальное внимание на трансформацию собственных бизнес-процессов и юридической структуры.
Изменения Налогового кодекса, помимо усиления борьбы с необоснованным получением налоговой выгоды путем дробления, увеличили размер налоговой нагрузки на бизнес, применяющий специальные налоговые режимы. Планируется, что признание налогоплательщиков, которые применяют УСН (упрощенную систему налогообложения), плательщиками НДС наполнит федеральный бюджет дополнительными 473 млрд. руб.
(*2) Масштабная налоговая реформа 2024 предполагает не только «кнут», но и «пряник» в виде налоговой амнистии за дробление бизнеса в 2022-2024 годах. При этом слова «налоговая амнистия» в тексте закона отсутствуют, а применен термин - «добровольный отказ от дробления бизнеса». Критерии добровольного отказа, а равно методы доказывания "добровольности" еще предстоит подтвердить судебной практике.
Команда 4М Групп Практики налогового и судебного консультирования уже получили первый опыт внесудебной интерпретации налоговой амнистии на примере претензии ИФНС по г. Москве. Окончательную успешность результатов и тиражирование опыта можно будет констатировать лишь после выхода внутренних Методических рекомендаций ФНС по применению изменений НК РФ.
Безусловно, крайняя мера судебной защиты всегда останется доступна налогоплательщикам, но шансы благополучно отстоять свою позицию продолжат снижаться.
Не дожидаясь претензий, мы советуем предпринимателям заблаговременно реструктурировать активы, готовиться к налоговым проверкам и исключать признаки дробления из хозяйственной деятельности.
Практика налогового и судебного консультирования 4М Групп приоритетно нацелена не на борьбу с последствиями нарушений, а на их предупреждение и предотвращение. Налоговая экономия не является правонарушением и любой бизнес вправе законным путем минимизировать свои налоговые обязательства.
*1 - «Ведомости» от 28/06/24, «ФНС скорректирует механизм амнистии по просьбе бизнеса»
*2 - «Эксперт» от 29/05/24, «Доходы бюджета от налоговых изменений составят 2,6 трлн»
Автор материала: Грищёв Андрей |
Директор практики налогового и судебного консультирования