Наполнять дефицитный бюджет страны за счет бизнеса мобилизованы все контролирующие органы. К традиционным передовикам по сборам – налоговой и таможне, активно подключается антимонопольная служба. В декабре 2024 г. увеличена уголовная ответственность с 3-х до 5-ти лет за преступления связанные с ограничением конкуренции путем картельного сговора (ч.1 ст.178 УК РФ ФЗ-467).

Области антикартельного контроля существенно расширились. Помимо традиционных госзакупок ФАС стал искать картели на маркетплейсах, среди производителей сливочного масла, в сфере ЖКХ. Управление по борьбе с картелями и контроля закрытых закупок ФАС во главе с О.Дубковым сообщило о сосредоточении 85% картелей в тендерах госзакупок.

Картельный сговор: ФАС в 2 раза увеличивает проверки

Пресс-центр
03 февраля 2025 года ФАС опубликовала статистику борьбы с картелями за предыдущий год. В сравнении с 2023 годом:
  • количество проверок увеличилось на +50% (с 2911 до 4369 закупок)
  • возбуждено административных дел о картелях +10% (с 287 до 315 дел)
  • количество уголовных дел по ст.178 ч.1 (о картелях) выросло на +15% (с 39 до 42 дел)
  • объем взысканных штрафов в бюджет составил 1 млрд. руб.

Фокусировка ФАС на картелях не случайна. Штрафы по сговору на торгах исчисляются в процентах от выручки виновных лиц, либо от начальной цены контракта госзакупки. Поймав крупных недобросовестных бизнесменов план по пополнению бюджета может легко перевыполнить за счет 2-3 дел в год. Усиленная уголовная ответственность служит мощным аргументом сговорчивости бизнеса к скорейшей уплате штрафов.

Юристы нашей команды ощутили антикартельную активность ФАС через рост обращений за помощью в судебной защите по возбужденным делам о картелях. В статье мы обобщаем личный опыт в специфическом вид антиконкурентных соглашений - «картель на торгах».
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАРТЕЛЕЙ В ЦИФРАХ
Связанные услуги
KPI
Мотивация
*Нажимая на кнопку, Вы принимаете условия Политики конфиденциальности.
Михаил Меркулов
Реорганизация
Директор практики организационного развития
Обучение руководителей
Получить консультацию
Статья 11 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года №135-ФЗ признает картелем и запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, осуществляющими продажу или приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Верховный суд РФ в 2021 году установил, что для подтверждения наличия картеля должен быть доказан факт того, что участники торгов являются конкурентами на товарном рынке и достигнутые между ними договоренности имеют целью предмет, определенный в соответствующей статье закона (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ №2 от 04.03.2021).
Простыми словами, картель - это незаконное соглашение группы хозяйствующих субъектов на определенном товарном рынке, а целью картеля на торгах является именно повышение, снижение или поддержание цен на торгах.

Помощь ФАС в выявлении признаков картельного соглашения оказывают органы прокуратуры и следствия, пользуясь всей полнотой инструментов сбора доказательств (перлюстрация электронной почты, телефонных разговоров, сообщений в мессенджерах, банковских выписок, допросе сотрудников, установки средств ауди и видео наблюдения). Инициировать проверку фактов нарушения антимонопольного законодательства могут и общественные организации.

Часто, наши клиенты обнаруживают одновременный «десант» проверяющих из нескольких органов, появляющийся без предупреждения и изымающий документы, компьютеры, переписку. Попутно могут изымались печати нескольких организаций, хранящихся в одном месте у одного бухгалтера, записные книжки руководителей и записи «параллельной бухгалтерии».

Распространенным и неприятным сюрпризом для проверяемых бизнесменов является то, что проверяющим известно содержание телефонных переговоров руководителей взаимосвязанных организаций, на которых открыто обсуждались вопросы:
  • участия в электронных торгах
  • распределения аукционов между организациями
  • согласовывался уровень ценовых предложений, которых будут придерживаться на торгах.

При обнаружении признаков картеля на торгах ФАС возбуждает дело о нарушении антимонопольного законодательства с последующим возбуждением административного производства. При наличии условий, инициируется возбуждение уголовного дела по ст. 178 «Ограничение конкуренции» УК РФ.
КАРТЕЛЬ НА ТОРГАХ
Автор материала: Андрей Грищёв
Директор Практики налогового и судебного консультирования
12/02/2025
Ожидаемое в 2025 году 2-х кратное увеличение проверок ФАС по поиску признаков картельного сговора повысит риски участников госзакупок и маркетплейсов. Эксперты нашей Практики налогового и судебного консультирования рекомендуют регулярным участникам электронных торгов и маркетплейсов:

  1. провести картель-аудит ранее проведенных торгов с целью минимизации доказательной базы возможных нарушений;
  2. соблюдать информационную гигиену в коммуникациях контрагентов и электронном документообороте;
  3. знать и не допускать формальных критериев появления антиконкурентного соглашения.

В большинстве известных нам случаев антимонопольные органы предъявляют претензии при выявлении формальных признаков картельного сговора:
  • большинство торгов выигрывает одна и та же компания
  • ряд компаний выигрывают торги по очереди
  • минимальное число участников торгов
  • участники торгов хорошо осведомлены о конкурентах и их предложениях
  • отказ хозяйствующих субъектов от ценовой конкуренции в пользу друг друга на аукционах (незначительное снижение начальной максимальной цены в аукционах, несмотря на отсутствие законодательных нормативов «снижения»).
  • присутствие на торгах участников, ни разу не заявивших своего предложения;
  • отличие цен на торгах от рыночной цены.

Косвенными доказательствами картеля антимонопольные органы считают использование одного IP-адреса для подачи заявок на участие в аукционах, ценовых предложений и заключения контрактов, вход с идентичного IP-адреса в ряд онлайн-систем, например банковских, наличие одинаковой контактной информации у нескольких хозяйствующих субъектов, участвовавших в торгах.

Перечень признаков картеля не является закрытым. Например, имели место случаи, когда привлекаемые к ответственности компании в конкретных делах получают претензии о картельном сговоре по причине того, что они не участвовали в этих торгах (!).
АУДИТ КАРТЕЛЬНОГО СГОВОРА
Государство считает картели очень опасными экономическим правонарушениям, что отражает размер и виды санкций за сговор:
  • административное наказание — штраф, который носит оборотный характер до 4 % годовой выручки.
  • для должностных лиц — до 50 000 рублей с последующим запретом занимать определенные должности в течение 3-х лет.
  • уголовное наказание – от уголовного штрафа до лишения свободы на 5-ть лет, если на торгах участник получил доход в крупном размере — более 80 млн руб.
  • уголовное наказание до 6-ти лет лишения свободы со штрафом до 4 млн. руб., если на торгах участник получил доход в особо крупным размере – свыше 395 млн. руб.

Отягчающими обстоятельствами для уголовного наказания является нанесение в ходе картельного сговора крупного ущерба государству на сумму более 16 млн рублей или особо крупного ущерба — более 47,5 млн рублей. В целях рассмотрения уголовного дела под доходом понимается не прибыль, полученная по договору, а выручка (!) – цена контракта.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КАРТЕЛЬ
22 мая 2024 года ФАС анонсировала внесение изменений в ФЗ «О защите конкуренции» с целью создания ГИС «Антикартель». Авторы законопроекта и разработчики ПО с помощью искусственного интеллекта внедряют широкий функционал автоматизированного анализа торгов на ежедневной основе с риск-ориентированным подходом и интеграцией с различными информационными системами и базами данных органов власти и юрлиц. ГИС «Антикартель» позволит «проводить комплексное исследование данных и ежедневный анализ 100% проводимых закупочных процедур, а также оперативно получать информацию, сокращая число направляемых запросов»(***).

Внедрение тотального автоматизированного контроля при интеграции данных ГИС «Антикартель» с базами ИФНС (МАРМ АИС «Налог-3») и банков сможет моментально выявлять взаимосвязи участников торгов, учитывая территориальность, отраслевую принадлежность и сотни других критериев. Светофорная индикация позволит моментально и превентивно передавать сведения в правоохранительные органы и формировать в режиме онлайн цифровые доказательства из систем СОРМ-1 и СОРМ-2.

Заблаговременный аудит антикартель нашей Практики налогового и судебного консультирования повышает шансы выигрыша судебных споров с антимонопольными органами. Наши эксперты помогут подготовить документы и надежно аргументировать позицию на этапе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
ГИС "АНТИКАРТЕЛЬ"

ВЫБРАТЬ УСЛУГУ