Для профессионалов вышеперечисленное – прописные истины, для непосвященных в BIM – оказывается, открытие.
ПЛАНИРОВАНИЕ, ИСПОЛНИТЕЛИ И СРОКИПодготовка к реформированию СБ представляет собой полноценную длительную операцию с несколькими сценариями. На подготовительной стадии идентифицируются основные точки столкновения интересов собственника и менеджмента с интересами высоко информированных военизированных профессионалов с широкими связями.
Идеально, когда причина преобразований позволяет привлечь Руководителей СБ к планированию с учетом их мнения, например, на благоприятном фоне роста задач и развития бизнеса. Но в большинстве случаев план реорганизации готовится закрыто и без участия заинтересованных Руководителей СБ, т.к. в ожидаемых результатах, обычно: смена руководства, сокращение финансирования и полномочий, внедрение мер дополнительного контроля и систем оценки достижений.
План реорганизации идеально формировать на основании методики проектного управления, например, стандарта PMI PMBОK 6
th Edition изначально определяя сроки, результат и бюджет мероприятия, вместе со сценарием управления рисками от возникновения стоп-факторов.
К рабочей группе (команде проекта по реформирования) предъявляются требования повышенной конфиденциальности: работа над планом вне контролируемого СБ периметра, по нерегулярному графику коммуникаций, используя альтернативные номера телефонов, почты, мессенджеров. Чем позднее план и активность по его подготовке попадут в поле зрения СБ, тем ниже вероятность наступления последствий от рисков (стоп-факторов).
Рекомендуемый план подготовки должен содержать следующие разделы:
- Описание целей: краткосрочные, долгосрочные, приоритетные, личные и корпоративные;
- Целевая организационная структура СБ в ее конечном виде и промежуточные варианты при поэтапном внедрении;
- Целевая функциональная структура, фиксирующая распределение ролей и полномочий с учетом этапности реорганизации;
- Подбор, адаптация и презентация, наставничество нового руководителя СБ, реестр его первоочередных задач, KPI, план аудита, условия прохождения испытательного срока, резервный кандидат при срыве испытательного срока, перечень и план раскрытия конфиденциальных сведений;
- Порядок прекращения трудовых отношений с бывшим руководителем СБ, условия, выходное пособие, последовательность передачи дел и контактов, трансфер незавершенных проектов, возврат активов из номинального владения;
- Риск-анализ стоп-факторов и подробные мероприятия локализации их последствий;
- Перспективные блок-схемы меняющихся бизнес-процессов в сфере безопасности;
- Управление изменениями: формат анонса персоналу, контрагентам, агентам, дружественным представителям в различных государственных органах;
- Бюджет реформирования и источники финансирования;
- Календарно-сетевой график в нескольких сценариях с расчетом критического пути;
- Схематичная презентация основных не конфиденциальных тезисов для информирования заинтересованных лиц и сотрудников.
Каждая задача плана закрепляется за ответственным исполнителем, а затраты на их исполнение подробно бюджетируются. После утверждения бюджета и плана назначается Руководитель проекта преобразования СБ, подотчетный исключительно собственнику.
Кто он и откуда? Вариантов не много:
·
Новый руководитель СБ - если кандидатура подобрана на момент принятия решения;
·
Внешний эксперт – друг или консультант, возможно вместе с новым руководителем;
·
Действующий Руководитель СБ – если причина реорганизация не требует его замены.
Собственник бизнеса не подходит на роль Руководителя проекта, т.к. чаще всего не обладает необходимыми детальными знаниями в области безопасности, высокой операционной загруженностью в основных бизнес-процессах компании, необъективностью из-за максимальных рисков от последствий реформирования, отсутствием многолетнего опыта работы в правоохранительных органах. Собственник при реформировании СБ является внутренним Заказчиком для команды проекта, арбитром конфликтных ситуаций, выгодоприобретателем успешной реализации проекта.
По нашему опыту сроки реорганизации СБ составляют от 6 до 12 месяцев и зависят от численности подразделений, функционала, территориальной распределённости объектов и материально-технической базы. Укрупненные ориентировочные сроки по основным вехам проекта:
- Подготовка плана и бюджета – 1-2 месяца
- Подбор нового руководителя – 2-4 месяца
- Организационная подготовка исполнения плана - 1 месяц
- Передача дел и испытательный срок – 3 месяца
- Изменение бизнес-процессов – 2-3 месяца
Сокращение общего срока реорганизации СБ достигается за счет параллельного исполнения части задач.
ЗАМЕНА РУКОВОДИТЕЛЯ СБСамым сложным и рискованным элементом плана реорганизации является замена Руководителя СБ. Деликатность задачи заключается в недопущении потери бывшего Руководителя до полной адаптации и приемки дел Новым руководителем. С учетом специфики задач подразделений СБ передать дела в формализованном виде не всегда представляется возможным, а равно и личные контакты необходимые для их дальнейшего выполнения. Кроме того, новый руководитель редко может заслужить необходимый уровень доверия в короткий промежуток времени или, вообще, не пройти испытательный срок.
Наиболее действенным механизмом страхования столь деликатной ситуации является создание механизма сохранения и удержания бывшего руководителя СБ в компании максимально длительный период. Например, с помощью перевода и повышения на новую должность с прекращением курирования СБ; либо перевод на удаленные объекты на руководящие хозяйственные должности с обоснованием «оправдать доверие в ответственном деле» с повышением уровня зарплаты; либо отправить в продолжительный отпуск за счет компании или создать иные аналогичные предложения, камуфлирующие истинную задачу «удержать до завершения проекта реструктуризации». В случае потери нового руководителя СБ по различным причинам, предыдущего руководителя можно вернуть на прежнее место с благовидным обоснованием и получить шанс на повторную реорганизацию.
Доверие к новому Руководителю СБ формируется годами верной службы в интересах собственника, в то время как его формальный испытательный срок не может превышать 6 месяцев. Интенсивность тестовых задач, их сложность, очередность должны планироваться Руководителем проекта реформирования СБ на подготовительной стадии, обеспечивая недельный интервал контроля результатов.
Критерий - «доверие» субъективен. Его оценка возможна через регулярный контроль динамики формирования индивидуальной эмоциональной связи с собственником путем интервьюирования. Если в течение первых двух месяцев субъективная эмоциональная связь не сформирована и при этом фиксируются провалы в достижении тестовых результатов, то, по нашим наблюдениям, новый руководитель СБ с вероятностью 75% не пройдет испытательный срок.
Перечень тестовых заданий испытательного срока формируется в письменной форме и содержит: краткое описание задачи, исходные данные, ожидаемый результат и срок. Задачей №1 перечня рекомендуется назначать аудит текущего состояния защищенности с подготовкой презентации собственнику. Решение такой задачи одновременно позволит:
1. независимо оценить объективную защищенность компании и сверить ее с субъективным восприятием собственника;
2. оценить методы работы и скорость ориентирования в новой информационной и корпоративной среде;
3. проверить способности в систематизации и коммуникации;
4. увидеть способность к ранжированию целей, аргументацию и мотивы обоснования;
5. скорректировать первоначальный план тестирования и бюджет реорганизации, если выявлены критические уязвимости;
6. закрепить датой презентации условную точку «Ноль» проекта реорганизации, разграничивающую ответственность нового руководителя за возможные провалы от недоработок бывшего.