Откуда берется новый начальник службы безопасности компании?Вариантов не много:
- Новый руководитель СБ - если кандидатура подобрана на момент принятия решения;
- Внешний эксперт – друг или консультант, возможно вместе с новым руководителем;
- Действующий начальник службы безопасности – если причина реорганизация не требует его замены.
Собственник бизнеса не подходит на роль Руководителя проекта, т.к. чаще всего не обладает необходимыми детальными знаниями в области безопасности, высокой операционной загруженностью в основных бизнес-процессах компании, необъективностью из-за максимальных рисков от последствий реформирования, отсутствием многолетнего опыта работы в правоохранительных органах. Собственник при реформировании СБ является внутренним Заказчиком для команды проекта, арбитром конфликтных ситуаций, выгодоприобретателем успешной реализации проекта.
По нашему опыту
сроки реорганизации СБ составляют от 6 до 12 месяцев и зависят от численности подразделений, функционала, территориальной распределённости объектов и материально-технической базы. Укрупненные ориентировочные сроки по основным вехам проекта:
- Подготовка плана и бюджета – 1-2 месяца
- Подбор нового руководителя – 2-4 месяца
- Организационная подготовка исполнения плана - 1 месяц
- Передача дел и испытательный срок – 3 месяца
- Изменение бизнес-процессов – 2-3 месяца
Сокращение общего срока реорганизации СБ достигается за счет параллельного исполнения части задач.
Самым сложным и рискованным элементом плана реорганизации является замена Руководителя СБ. Деликатность задачи заключается в недопущении потери бывшего Руководителя до полной адаптации и приемки дел Новым руководителем. С учетом специфики задач подразделений СБ передать дела в формализованном виде не всегда представляется возможным, а равно и личные контакты необходимые для их дальнейшего выполнения. Кроме того, новый руководитель редко может заслужить необходимый уровень доверия в короткий промежуток времени или, вообще, не пройти испытательный срок.
Наиболее действенным механизмом страхования столь деликатной ситуации является создание механизма сохранения и удержания бывшего руководителя СБ в компании максимально длительный период. Например, с помощью перевода и повышения на новую должность с прекращением курирования СБ; либо перевод на удаленные объекты на руководящие хозяйственные должности с обоснованием «оправдать доверие в ответственном деле» с повышением уровня зарплаты; либо отправить в продолжительный отпуск за счет компании или создать иные аналогичные предложения, камуфлирующие истинную задачу «удержать до завершения проекта реструктуризации». В случае потери нового руководителя СБ по различным причинам, предыдущего руководителя можно вернуть на прежнее место с благовидным обоснованием и получить шанс на повторную реорганизацию.
Доверие к новому Руководителю СБ формируется годами верной службы в интересах собственника, в то время как его формальный испытательный срок не может превышать 6 месяцев. Интенсивность тестовых задач, их сложность, очередность должны планироваться Руководителем проекта реформирования СБ на подготовительной стадии, обеспечивая недельный интервал контроля результатов.
Критерий - «доверие» субъективен. Его оценка возможна через регулярный контроль динамики формирования индивидуальной эмоциональной связи с собственником путем интервьюирования. Если в течение первых двух месяцев субъективная эмоциональная связь не сформирована и при этом фиксируются провалы в достижении тестовых результатов, то, по нашим наблюдениям, новый руководитель СБ с вероятностью 75% не пройдет испытательный срок.
Перечень тестовых заданий испытательного срока формируется в письменной форме и содержит: краткое описание задачи, исходные данные, ожидаемый результат и срок.
Задачей №1 перечня рекомендуется назначать аудит текущего состояния защищенности с подготовкой презентации собственнику. Решение такой задачи одновременно позволит:
- независимо оценить объективную защищенность компании и сверить ее с субъективным восприятием собственника;
- оценить методы работы и скорость ориентирования в новой информационной и корпоративной среде;
- проверить способности в систематизации и коммуникации;
- увидеть способность к ранжированию целей, аргументацию и мотивы обоснования;
- скорректировать первоначальный план тестирования и бюджет реорганизации, если выявлены критические уязвимости;
- закрепить датой презентации условную точку «Ноль» проекта реорганизации, разграничивающую ответственность нового руководителя за возможные провалы от недоработок бывшего.