Успешный эксперимент по созданию новой формы налоговых отношений граждан и государства - «самозанятые» начинался в нескольких субъектах РФ. К настоящему времени формат стал всероссийским и охватывает более 9,0 млн. граждан из 76,2 млн. всего трудоспособного населения.
Легализация теневой занятости населения достигла больших успехов благодаря созданию практики самозанятых налогоплательщиков и внедрению новых цифровых механизмов контроля. В особенностях системы налогового мониторинга разбирался наш эксперт, к.ю.н. Михаил Меркулов.
Система МАРМ: налоговая следит за фрилансерами и самозанятыми
Директор практики организационного развития
Приоритетная цель ИФНС и Правительства РФ - вывести теневую занятость в исчисляемый вид - достигнута. За 2023 год суммарная выручка всех самозанятых превысила 3,2 трлн. руб. При базовой ставке налога в 6% от выручки самозанятого наглядно виден многомиллиардный успех бюджета от выведения фрилансеров в правовое поле.
В свою очередь бизнес не мог не воспользоваться льготным налоговым режимом в отношении сверхдорогого человеческого ресурса. Практика перевода штатных сотрудников в «самозанятых» стремительно распространилась.
Экономия 43% от общего фонда оплаты труда (13% НДФЛ, 30% взносы в Фонды), отмена трудовых гарантий: больничных, декретных, отпусков, уведомительная процедура «увольнения»; сниженная ответственность за нелицензированное ПО на индивидуальных ноутбуках самозанятых, экономия на аттестации рабочих мест, возможность небольшого обналичивания - в сумме сделали фриланс очень привлекательным для работодателей.
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ТЕНЕВОЙ ЗАНЯТОСТИ
Заблаговременно и добровольно «выбеленная» налоговая база самозанятых работников становится надежным фундаментом пополнения бюджета при ожидаемой налоговой реформе 2024 года.
Ставки на доходы самозанятых будут неизбежно расти по мере увеличения бюджетного дефицита. В свою очередь системы налогового мониторинга и инструменты МАРМ не позволят от них уклоняться желающим вновь уйти в тень.
ФНС России и Верховный суд РФ заблаговременно подготовились к встрече с любителями оптимизации. Постановлением Пленума ВС РФ №15 от 29 мая 2018г. обобщена судебная практика и фиксированы подробные критерии подмены трудовых отношений - гражданско-правовыми. ФНС России 15 апреля 2022 письмом № ЕА-4-15/4674 подробно разъяснила признаки ухода от налогообложения с помощью самозанятых.
Дополнительно ФНС России совместно с АО «ГНИВЦ» (Главный научный инновационный внедренческий центр) запустили систему МАРМ (мобильная автоматизированное рабочее место инспектора) в рамках АИС «Налог-3». Система в автоматическом режиме отслеживает недобросовестных работодателей с помощью алгоритмического подхода и одновременного доступа к различным базам данных о налогоплательщиках.
СИСТЕМА МАРМ ДЛЯ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ
Логика алгоритмов МАРМ использует благовидный риск-ориентированный подход при организации контрольно-надзорной деятельности, предусмотренный ФЗ-294 от 26.12.08. Согласно данному подходу каждому налогоплательщику система присваивает «риск-балл». Чем выше балл, тем выше вероятность камеральной и выездной проверки. Критерии присвоения баллов и их вес публично не озвучиваются, но корреспондируют признакам из письма ФНС № ЕА-4-15/4674. Методом наблюдений можно выявить ключевые риск-ориентиры,
значительно повышающие баллы:- «моно-клиент» - когда у самозанятого доход только от одной организации;
- множественность чеков от различных самозанятых в одной организации;
- наличие трудовых отношений у самозанятого и заказчика в прошедшие 2 года;
- совпадение дат расчётов с самозанятым с датами зарплат;
- динамика страховых выплат;
- динамика среднесписочной численности работников;
- показатели среднеотраслевой налоговой нагрузки.
Алгоритм скоринговой системы постоянно совершенствуется на основе накапливаемых данных и всестороннего анализа с помощью искусственного интеллекта. После завершения роста количества самозанятых ожидается интенсивный процесс отделения «семен от плевел», а именно, выделение с помощью МАРМ настоящих фрилансеров по призванию от переоформленных для оптимизации сотрудников.
Основным выгодоприобретателем от использования самозанятых являются организации. Как следствие,
максимальная ответственность возлагается именно на юридические лица и включает в себя:
- Доначисление всех неуплаченных сборов и взносов за весь период использования самозанятых (суммарно 43% от ФОТ);
- Штраф в размере 20 - 40% от суммы неуплаченных сборов и взносов (ст. 122 НК РФ);
- Штраф от трудовой инспекции от 3000 руб. до 100 000 руб. (ст. 5.27 п.4 КоАП РФ).
ЧТО ОТСЛЕЖИВАЕТ НАЛОГОВАЯ