Личностный профиль основателя бизнеса – это базовый геном корпоративной культуры российских компаний. Культ привычек и предпочтений собственника пронизывает ключевые бизнес-процессы.
Очевидно, что преемник не является психоэмоциональной копией основателя, из-за чего изменения в корпоративной культуре, бизнес-процессах, привычках неизбежны. Отношение основателей к глубоким посторонним вмешательствам в фундаментальные устои бизнеса представляют сложный эмоциональный барьер - как дать право разрушать сложившиеся годами правила?
По типу реакций на глубинные изменения собственники подразделяются на 4 типа:
- Полное неприятие и запрет изменений;
- Частичное разрешение изменений, чтобы доказать, что преемник неправ;
- Разрешить изменения под определенным условием;
- Дать полное право развивать и модернизировать любой аспект бизнеса без условий.
Планирование психологической работы с основателем по корректировке реакций на изменения и правил делегирования образует самостоятельную область проекта «Преемник».
Создатель бизнеса обладает непередаваемыми характеристиками: харизма и обаяние, коммуникативные способности, жизненный опыт, эрудированность, таланты – музыкальные, художественные, спортивные, личная репутация, возрастные ограничения тела, зрения, слуха, мобильность.
Сложно передаются бизнесы в сфере услуг и творчества при низком влиянии материально-технических средств и активов. Например, архитектурное проектирование, бизнесы в сфере искусства и медиа деятельности, консалтинг, врачебная и адвокатская практики, НИОКР.
Программа «Преемник» редко готовится основателям в одиночку. Необходимость «подумать об кого-то», открыто и доверительно порассуждать, приводит к появлению третьих лиц, образующих мозговой центр проекта. Услышать своевременно аргументированную критику идеи, узнать альтернативные решения конкурентов, задать неудобный вопрос самому себе, помогают те, кто проходил не единожды аналогичный путь.