Этап первоначального накопления капитала в России завершается. Бизнесменам, занявшимся предпринимательством в 90-е, уже более 60 лет. Начав «с нуля», без международного образования и опыта, менторов и унаследованного капитала, многие смогли создать успешные компании. Инициатива, риск, пробы и ошибки, неведомые формы кризисов закаляли характер основателей.

«Выжившие» по праву гордятся своим прошлым и не желают своим детям пройденного пути. Они хотели дать наследникам все лучшее, чего не имели сами: зарубежный отдых, иностранное образование, лучшие гаджеты, квартиры, машины и достаточно карманных денег.

Пришло время передать бизнес наследнику - но оказывается некому.

Как подготовить наследников компании: Ограничения и этапы

Выросшие в тепличных условиях зумеры, рожденные от вторых и третьих браков не спешат, не хотят и часто не могут принять отцовское бремя. Пока бизнес рос, все силы и внимание собственник уделял ему. Детей воспитывали няни, мачехи, иностранные менторы, колледжи, интернет. «Все лучшее детям» сыграло злую шутку, когда пришло время наследникам принимать ответственность за будущее бизнеса. Мотивация, навыки, знания не обнаруживаются.

Зарубежные примеры успешной передачи семейных бизнесов, управляемые несколькими поколениями наследников, будоражат умы российских собственников. Созданную империю по зарабатыванию денег, естественно, хочется сохранить в веках.

Европейские и американские бизнес-школы с учебниками о наследовании рассказывают успешные кейсы о преемниках крупных корпораций. И кажется, что по книгам и советам партнеров можно легко передать дела наследнику. Однако, примеры успешного трансфера российского бизнеса на практике немногочисленны. Почему же учебники не работают для малого и среднего бизнеса?

Воспитание наследников

Передача управления бизнесом

Бизнес-история России, прерванная на 70 лет советской эпохой, ориентировалась в развитии на западный и американский опыт. Примеры крупных, успешных дореволюционных компаний в большинстве имели европейских основателей. Завершение советского периода сделало вновь доступным опыт Европы. Заимствовались бизнес-планы, инвестиционные меморандумы, системы мотивации KPI, стратегии бизнеса на основе миссий, опционы, советы директоров. Но не все иностранные средства и методы управления подтвердили эффективность в местных условиях. Почему?

Культурологический код российского бизнеса совпадает с восточной моделью социального развития общества, а не европейской. Средний и малый бизнес в корпоративной культуре ориентирован на культ личности собственника, его привычки, стиль управления, мнения и желания, которые намного важнее регламентов, процедур и формальных ограничений. Не приживаются и коллегиальные органы управления, советы директоров, исполнительные комитеты, наблюдательные советы.

Коллектив и команда привыкли ждать четкого волевого решения собственника, а не многоуровневых дискуссий заседающих органов. В моменты кризисов, которые российский бизнес переживает регулярно, лучшую выживаемость демонстрируют компании с единоличным авторитарным управлением. Первое лицо, игнорируя формальные стратегии, процессы и миссии, мобилизует команду, аккумулирует ресурсы, субъективно оценивает риски, быстро адаптирует бизнес под изменения.

Ценности демократии и общественного мнения девальвируются без стеснения собственниками и приносятся в жертву результативности. Это немыслимый выбор для европейских бизнес-традиций с прямо противоположными приоритетами. Различия ценностей скрыты в истории стран, основанных на демократических традициях городов-полисов. Общественное управление в них опиралось на коллективное мнение, авторитарная сила ограничивалась законами и переносилась позже в бизнес-среду.

Общественно-политическое развитие России происходило по авторитарной, патриархальной модели с главным царем, главным губернатором, главенствующим мужем в семье. В результате современные сотрудники и их работодатели не воспринимают коллегиальность как ценность, принимают бытовую и корпоративную иерархичность с вертикальной подчиненностью хозяину.

Преемственность бизнеса

Различия в социальных стандартах критичны в вопросе воспитания наследников. Преемники, заботливо отданные в зарубежные учебные заведения, в период завершения пубертата фиксируют психологические паттерны коллективных ценностей. Европейские учебные заведения готовят будущих работников для европейских работодателей с общепринятым демократическим культурным кодом. Но что происходит с выпускниками заведений при перемещении в российскую действительность? Разрыв шаблона ценностей противоположной действительностью с фазой протеста в семье, на работе, в обществе.

В закрытой домашней обстановке учащиеся иностранных колледжей и университетов, нередко используют реплики: «у вас тут в России коррупция», «все не цивилизовано», «агрессивная среда», «надо все менять», «надо экологичную обстановку». После подобных речей у отцов-основателей зарождаются тревожные мысли. Как можно доверить такому студенту бизнес, который в принципе не понимается? Крамольная мысль подавляется внутренним голосом: «ничего, еще подучится и образумится». Но как? Благодаря зарубежным менторам наследник продолжает форматироваться под ценности, превращающие его в инородное тело семьи и бизнеса.

Безусловно, посмотреть мир, увидеть альтернативные модели управления, обучиться передовому опыту –полезно. Но осознанное воспитание наследника бизнеса требует длительного личного наставничества, разъяснений, практического закрепления знаний, демонстрации возможностей отечественного рынка.

Иностранные сериалы и бизнес-тренеры продали российским предпринимателям нарратив «Семейный бизнес со столетней историей». Идея хороша, но факты неумолимы:
  • третье поколение собственников, как норма, уничтожает бизнес;
  • количество компаний, переживших столетний рубеж, статистически ничтожно в сравнении с остальными бизнесами, не дожившими до юбилея;
  • крупные бизнесы, успешно наследуемые в поколениях, чаще всего имеют иудейскую религиозную основу, как объединяющее начало.
Получается, без института иерархичной семьи и религиозных объединяющих ценностей, развивающихся параллельно с бизнесом, сложно создать долгосрочную преемственность.

Девальвация семейных ценностей с ростом доходов создателя крайне распространена в российской практике. Несколько жен, существенно младших учредителя, несколько детей от разных браков, производственный адюльтер –образуют мину замедленного действия в проектах наследников компании.

Передача готового бизнеса

Размер бизнеса и фаза его развития по шкале Адизеса обуславливают ресурсные и ментальные ограничения  проектов «Наследник бизнеса»:

Малый бизнес на ранних стадиях развития не обладает финансовой и организационной устойчивостью для передачи наследнику. Человекозависимые бизнесы, связанные с энергией и репутацией создателя, не могут быть переданы с сохранением капитализации. На ранних стадиях, малочисленное ядро ключевых сотрудников, чувствительно к эмоциональной связи и комфорту взаимодействия с основателем. Появление преемника на раннем этапе провоцирует уход ключевых менеджеров без возможности их денежного удержания в условия финансовых ограничений;

Очень крупный бизнес на поздних стадиях развития по шкале Адизеса часто имеет акционерный раздробленный капитал с внешними инвесторами. Единоначалие воли собственника в большом бизнесе размывается между многочисленными сотрудниками и акционерами. Возникает двойственная преемственность: в начале – переход прав на контрольный капитал от отца к преемнику, далее – передача операционной власти от топ-менеджеров создателя к команде наследника бизнеса.

Средний бизнес в фазе «Расцвет» по шкале Адизеса, консолидированный в руках одного бенефицара, представляет наиболее благоприятные условия для трансфера. Оговорка о консолидированности не случайна. Миноритарные партнеры в бизнесе, в т.ч. долей в капитале у сотрудников – существенное отягчающие обстоятельство. Партнеры-создатели в момент объединения усилий обладают взаимной ценностью, притягательностью, компенсируют недостатки друг друга. Их наследники и преемники не обладают таковыми качествами и становятся в будущем источниками гарантированного корпоративного конфликта.

Под малым бизнесом понимаются компании с численностью до 200 чел. и оборотом до 1 млрд. руб.; средним бизнесом - 300 до 3000 чел. с оборотом до 50 миллиардов рублей; крупный бизнес – оборот более 50 миллиардов и численность 5000+ чел. Классификация основана на наших наблюдениях в изменении целей и задач проектов «Наследник бизнеса» при переходе из категории в категорию.
Кейс по теме
Разработка оргструктуры и грейдов: производитель оборудования
Повышение эффективности оргструктуры и бизнес-процессов

Подготовка преемников - участники проекта

Проект «Наследник бизнеса» реализуется во взаимосвязи интересов и личностных ограничений следующих сторон: преемник, основатель, топ-менеджмент, совладельцы и миноритарии, кредиторы, родственники, конкуренты, консультанты. Собирательные образа основателя и наследника компании помогают обнажить первопричины сложности проектов трансфера.

  • Основатель бизнеса - предприимчивый деятельный человек с лидерскими способностями и богатым опытом преодоления кризисов. Начинал «с нуля», создал продукт и устойчивую систему управления. Участвовал в операционной деятельности. Хорошо разбирается в бизнес-модели. Интуит и чувствует рынок. Удовлетворил первичные материальные потребности. Много дал детям и семье. Сформировал корпоративную культуру, команду, репутацию и нетворк. Заслужил почет и признание. Все достигнутое – это сплав собственного таланта, рискованности, опыта, деловой хватки, актуальных для эпохи первоначального накопления капитала. Но как это передать преемнику? Востребован ли опыт прошлого для задач будущих вызовов?
  • Наследник компании (возможный преемник) - вырос в достатке. Мобильный телефон и интернет известны у него с детства. Географию заграничных курортов знает лучше, чем Россию. Бытовые вопросы решает ассистент отца, водитель, уборщица. В личных активах хорошая иномарка и квартира бизнес-класса, образование зарубежное или российских федеральных вузов. Атеистичен. Первичные потребности пирамиды Маслоу удовлетворены. Ищет и не находит счастье со смыслом жизни. Цену деньгам представляет с трудом, так как деньги – это всегда присутствующие цифры на карте. Зачем ему отцовские проблемы? Какова мотивация выйти из зоны комфорта?

Гипертрофированные характеристика «отца-основателя» и «сына-преемника», призваны сфокусировать внимание на психологическом и мировоззренческом противоречии взаимных интересов. Упущенное воспитание, утрата семейных уз, избалованность, оторванность от бизнеса и реальной жизни образуют сложный фундамент дефектов, нередко исключающих биологических наследников из преемников.

Основатель в силу опытности и интуиции понимает - время ушло и потомок может не справится с бременем. После принятия данного факта возникает сценарность проектов преемник.

Фрагмент статьи «Наследник бизнеса» для Журнала Business Excellence с.76 №09/25.
С полным текстом можно ознакомиться по ссылке тут.
16/09/2025
Автор материала: Михаил Меркулов
Директор практики организационного развития
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку Ваших персональных данных.
Бесплатная консультация