Как и любая война, спор между учредителями начинается с эмоциональной фазы, которая может разрешаться дипломатическими способами: медиацией, фасилитацией, переговорами. При наличии минимального доверия между участниками возможно управление бизнес-конфликтом.
При утрате доверия и исчерпании психо-эмоциональных аргументов в ход пускают силовые способы решения конфликта. Подключаются службы безопасности, друзья и знакомые из правоохранительных органов, адвокаты и авторитетные бизнесмены.
Наиболее разрушительным для бизнеса является привлечение в начальное фазе противостояния юристов. Спор моментально переходит в судебную плоскость из-за применяемых юристами инструментов. Правовые механизмы фокусируют партнёров на лично-эгоистических интересах, наносят репутационный ущерб компании в публичной плоскости.
Апогея конфликт достигает в судах, где разрушаются остатки договороспособности и открывается дверь долгому, затратному противостоянию учредителей. Параллельно обогащаются адвокаты и «знакомые» помощники.
Судебный способ решения конфликта приводит к разрушению клиентской базы, целостности бизнес-процессов, материально-технической основе бизнеса. Обеспечительные меры парализует финансово-хозяйственную деятельность, противопоставляют сотрудников друг другу по принципу «ты с кем».
Наш опыт досудебного урегулирования споров демонстрирует наивысшую результативность при переговорах в следующей последовательности:- Восстановление личного доверия между партнёрами
- Формирование договорной позиции с приоритетом сохранения бизнеса
- Фокусировка на взаимовыгодности (и избежания взаимных убытков)
- Достижение пропорциональности разделения прав и обязанностей
- Не допущения нарушения уголовного законодательства в крайних точках спора.
Мирная деэскалация конфликта учредителей ограничена узкими временными рамками, зависящими от: количества вовлеченных лиц, ранее нанесённого взаимного ущерба, глубины и публичности личных оскорблений, неравенств финансовых размеров партнеров.