Главная проблема — отсутствие доверия к «искренности заботы» государства о доходах граждан. После череды реформ (изменение пенсионного возраста, изменение стоимости баллов, банкротства негосударственных пенсионных фондов, заморозки накопительной части) будущие пенсионеры скептически относятся к любым долгосрочным финансовым инструментам. Государство пытается компенсировать провал доверия налоговыми льготами и субсидированием накоплений.
Например, лимит государственного софинансирования — всего 36 тысяч рублей в год. Для человека с доходом от 100 тыс. руб. эта сумма с учетом инфляции через 10 лет при реальной инфляции 20% годовых, уменьшится в 2 раза и потеряет свою ценность. Получается, что даже при налоговых вычетах накопления могут не оправдать ожиданий. Приобретение гражданином личных ликвидных активов в валюте или золоте, как минимум, сохранят текущую покупательную способность 36.000 руб. и всегда будут доступны для распоряжения.
Попытка вовлечь бизнес в стимулирование собственных сотрудников к долгосрочным финансовым инструментам не очень эффективна. Крупные компании, итак, предлагают сотрудникам корпоративные пенсионные программы. Малый же и средний бизнес, стараются использовать упрощенные налоговые режимы (без расчета налога на прибыль), и в условиях «охлаждения экономики» (падения) вряд ли массово включатся в процесс долгосрочного софинансирования. Выживание «сегодня» для МСП и среднего бизнеса важнее неопределенного «завтра».
Почему инициатива может не сработать
Что предлагает законопроект
Сегодня взносы работодателей в ПДС не уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли и при этом облагаются страховыми взносами. Граждане не платят НДФЛ с инвестиционного дохода, но если договор расторгается досрочно, все полученные вычеты придется вернуть. Новый законопроект немного смягчает условия, но принципиально ситуацию не меняет.
Идея стимулировать накопления через льготы правильная, но чтобы программа заработала, необходимо:
- увеличить существенно лимит бюджетного софинансирования (например, до 500.000 руб. в год), чтобы пенсионеры видели реальную выгоду и противопоставляли ее 20% доходности по депозитам;
- ввести индексацию сумм софинансированных накоплений для защиты от инфляции;
- восстановить доверие будущих пенсионеров, если возможно.
Что с налогами сейчас
Подведем итоги
Если истинной целью законопроекта является получение «длинных денег пенсионеров» и вовлечение «свободных депозитов» граждан на софинансирование бюджетного дефицита, то меры текущего законопроекта вряд ли решат поставленную задачу.
Мнение автора удостоено внимания ИД «Коммерсант» и отражено в публикации от 19.05.2025 «Работодателей привлекают к накопительству»
законопроект о софинансировании пенсий: СТИМУЛ копить?
Поправки в ст.126.2 НК РФ должны сделать программу долгосрочных сбережений (ПДС) более привлекательной:
- Работодатели получат право учитывать взносы на долгосрочные сбережения за сотрудников в расходах, уменьшая налог на прибыль, а также освободить такие выплаты от страховых взносов;
- Гражданам установят ставку НДФЛ в 13–15% на выплаты по ПДС — как по страховым и пенсионным договорам, а также предоставят 36.000 руб. в год бюджетного софинансирования.
С текстом законопроекта № 919131-8 от 16.05.2025 можно
ознакомиться здесь. На первый взгляд - логично: снижение налоговой нагрузки должно мотивировать компании активнее участвовать в пенсионных программах, а гражданам вселить уверенность в приумножении будущих доходов. Но если взглянуть на экономику вопроса в долгосрочной перспективе с учетом прошлого опыта пенсионных реформ и 20% годовой инфляцией - возникают вопросы.
Правительство снова пытается заинтересовать россиян долгосрочными пенсионными накоплениями. На этот раз — через поправки в Налоговый кодекс с идеями о налоговых послаблениях для работодателей и софинансировании для граждан. Смогут ли новые стимулы заставить россиян вновь поверить Правительству?
Директор практики организационного развития
Автор материала:
Михаил МеркуловДиректор практики организационного развития