Заявление Германа Грефа о сокращении 20% сотрудников Сбера по результатам оценки искусственным интеллектом открыло новый этап цифровизации HR функций и вызвало широкий общественный отклик.

Впервые в российской практике выводы ИИ алгоритмов определяют будущее тысяч сотрудников. Прецедент требует юридического анализа возможных нарушений фундаментальных трудовых гарантий работников.

Трудовой кодекс РФ не содержит специальных норм, регулирующих использование ИИ в управлении персоналом. Внедрение ИИ алгоритмов происходит в правовом вакууме, где работодатель самостоятельно определяет критерии оценки эффективности, методику сбора и обработки данных.

ИИ сокращение сотрудников: Сбербанк первопроходец 20% оптимизации

Сокращения в Сбере – пионер умных увольнений

Сбербанк обладает наиболее развитой в России цифровой экосистемой, использующей практически все виды цифрового контроля за персоналом. ИИ является лишь одним из средств мониторинга эффективности. ИИ может быть настроен на учет активности деловой переписки, количество встреч, совещаний, командировок, сроков исполнения однотипных задач и сопоставлять их с аналогичными показателями смежных подразделений.

Аналитические выводы ИИ не являются юридически значимым основанием для увольнения. Но они используются для формирования управленческого рейтинга низкоэффективных сотрудников и подразделений. Из «худших в рейтинге» сотрудников и подразделений Отдел персонала будет выбирать «жертв» для сокращения.

В качестве правового основания используется п.2 ст.81 ТК РФ «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя» (сокращение). Банку проще и дешевле уволить неэффективного сотрудника, выплатив ему 2-3 оклада, чем обосновывать особенности работы искусственного интеллекта в суде.

Закон об ИИ и права работников

Работодатель, как заказчик системы контроля на основе ИИ, по собственному усмотрению определяет контролируемые параметры и их существенность. Настройки алгоритмов ИИ являются коммерческой тайной, т.к. их раскрытие позволит работникам манипулировать формальными показателями собственной эффективности, вводя в заблуждение ИИ. 

Например, если показателем эффективности является количество отправленных электронных сообщений, то работники будут искусственно увеличивать их количество; если существенным будет количество совещаний, то работники начнут совещаться круглосуточно и т.д.

В Сбербанке очень развита система премирования на основании KPI показателей. Их невыполнение лишает годовой премии, составляющей значительную часть доходов сотрудника. Благодаря утвержденным KPI, работник осведомлен о предъявляемых требованиях к эффективности и знает собственные индикаторы материально поощряемого поведения.

ИИ выступает в роли контролера, аналитика и администратора, но не основания увольнения. В отсутствии закона об ИИ обжалование алгоритмических выводов не представляется возможным без раскрытия технического задания на настройку контролируемых параметров.

Закрытость алгоритмов от работников нарушает принцип равных возможностей в трудовых отношениях, поскольку сотрудник не может оспорить критерий, о котором не знает.

Без принятия Закона об ИИ алгоритмы могут неявно и безнаказанно учитывать любые дискриминационные факторы, влияющие на продолжительность и условиях трудовых отношений.

Подробнее о различных мнениях в правовом регулировании ИИ можно ознакомиться в авторских комментариях Меркулова М.М. для РБK PRO от 23/11/2025 по ссылке тут.
27/11/2025
Автор материала: Михаил Меркулов
Директор практики организационного развития
Нажимая на кнопку, Вы даете согласие на обработку Ваших персональных данных.
Бесплатная консультация