Работодатель, как заказчик системы контроля на основе ИИ, по собственному усмотрению определяет контролируемые параметры и их существенность. Настройки алгоритмов ИИ являются коммерческой тайной, т.к. их раскрытие позволит работникам манипулировать формальными показателями собственной эффективности, вводя в заблуждение ИИ.
Например, если показателем эффективности является количество отправленных электронных сообщений, то работники будут искусственно увеличивать их количество; если существенным будет количество совещаний, то работники начнут совещаться круглосуточно и т.д.
В Сбербанке очень развита система премирования на основании KPI показателей. Их невыполнение лишает годовой премии, составляющей значительную часть доходов сотрудника. Благодаря утвержденным KPI, работник осведомлен о предъявляемых требованиях к эффективности и знает собственные индикаторы материально поощряемого поведения.
ИИ выступает в роли контролера, аналитика и администратора, но не основания увольнения. В отсутствии закона об ИИ обжалование алгоритмических выводов не представляется возможным без раскрытия технического задания на настройку контролируемых параметров.
Закрытость алгоритмов от работников нарушает принцип равных возможностей в трудовых отношениях, поскольку сотрудник не может оспорить критерий, о котором не знает.
Без принятия Закона об ИИ
алгоритмы могут неявно и безнаказанно учитывать любые дискриминационные факторы, влияющие на продолжительность и условиях трудовых отношений.
Подробнее о различных мнениях в правовом регулировании ИИ можно ознакомиться в авторских комментариях Меркулова М.М. для РБK PRO от 23/11/2025 по ссылке тут.