Ответственность маркетплейсов за контрафакт и дробление
Развитие цифровой экономики превратило маркетплейсы в ключевых игроков на рынке розничной торговли. Стремительный рост онлайн продаж сопровождается критикой со стороны традиционного ритейла и девелоперов торговых центров. Основные претензии классической розницы - это неравные условия конкуренции, юридической ответственности маркетплейсов за контрафакт, низкое внимание налоговой к дроблению селлеров в сумме создающие преференции онлайн продавцов над офлайн-сетями.
Разберемся, насколько обоснованы претензии?
Регулирование маркетплейсов: ответственность за контрафакт и ДРОБЛЕНИЕ
Правовое поле всех участников торговли одинаковое. Отличается правоприменение. Контролирующим органам, надзирающим за различными аспектами торговли, проще привлечь к ответственности «живой» магазин, чем разбираться в правовых хитросплетениях отношений селлер-маркетплейс.
Привлечение к ответственности за контрафактную продукцию ритейлера в упрощенном виде выглядит так: проверяющий является в торговую точку, запрашивает у должностного лица (продавца или менеджера) сертификаты и договоры на продукцию. Если они не в порядке или отсутствуют, тут же составляется протокол, идентифицируется юридическое лицо, место правонарушения, реквизиты товара. Далее – постановление и штрафы.
Иная ситуация с маркетплейсом. Необходимо для начала получить жалобу от гражданина или сделать контрольную закупку, заказав товар. Запросить цифровым способом сертификаты, идентифицировать продавца через запросы в маркетплейс, постоянно фиксируя доказательную базу связей товар-селлер. Далее, выяснится, что селлер из другого субъекта РФ или иностранец, необходимы запросы и пояснения. В итоге селлер окажется субъектом малого предпринимательства с невозможность взыскать с него штраф после вынесения постановления.
Кого в итоге проще проверять и наказывать? Конечно, физический ритейл.
Маркетплейсам удается избегать ответственности за продажу контрафакта, пользуясь статусом «поставщик информационно-справочных услуг» и «оператор данных» для сторон сделки (продавца, покупателя) и контролирующих органов. Проще говоря, маркетплейсы ничего не продают в правовом смысле, они лишь оказывают услугу продавцу и покупателя по поиску друг друга.
Ответственность маркетплейсов за контрафакт
Дробление на маркетплейсах
Массовое применение УСН селлерами при работе с маркетплейсами можно назвать «отраслевой стандарт». ИФНС знает об этом, но, пока, выявлять и доказывать признаки дробления проще у ритейлеров, чем у селлеров. В условиях дефицита бюджета налоговая понимает объем дополнительных доходов от «выбеливания селлеров» и прорабатывает возможности прямого информационного обмена маркетплейсов с единой информационной системой АИС «Налог-3».
Последние 2 года ИФНС успешно увеличивает налоговую нагрузки на цифровые сервисы (налог на рекламу, доначисления НДФЛ известным блогерам), что вселяет уверенность в скором завершении эры «дробленки на маркетплейсах».
Выравниванию условий работы селлеров и ритейлеров должно способствовать введение НДС с 2025 года по доходам УСН с 60 млн.руб. По предыдущему опыту после накопления статистических и аналитических данных ИФНС начнет доначислять налоги «за прошлые периоды».
Маркетплейсы льготы и односторонние условия
Условия банковского обслуживания селлеров маркетплейсов являются дополнительным конкурентным преимуществом маркетплейсов. Банки предлагают онлайн продавцам сниженные ставка эквайринга (на 0,6–1,5%) в сравнении с ритейлом. Некоторые платформы также предлагают покупателям бесплатные переводы через свои платежные системы, дополнительно сокращая издержки.
Маркетплейсы эксплуатируют свое доминирующие положение во взаимоотношениях с продавцами, пользуясь возможностью одностороннего изменения любых условий. Такое право платформа получает с момента, как продавец (селлер) регистрируется в личном кабинете и тем самым акцептует условия договора о пользовании платформой.
Продавцы добровольно соглашаются с неравноправными полномочиями маркетплейсов и компенсируют неудобства сотрудничества за счет больших объемов продаж и непрозрачных методов повышения прибыльности.
Маркетплейсы защищают права
Триллионные обороты торговых платформ формируют огромный административно-финансовый ресурс, позволяющий создавать особые условия ведения бизнеса. Например, семейный конфликт учредителей Wildberries в прошлом году потребовал внимания высших органов государственной власти страны.
Лоббистские возможности маркетплейсов с грамотной работой их высококвалифицированных юристов еще долгое время, позволят эксплуатировать правовые пробелы и коллизии в регулировании цифровой и реальной торговли.
Не стоит забывать, что физический ритейл – это отмирающий вид деятельности. Вместе с торговыми центрами они превратились в бесплатные шоурумы для селлеров маркетплейсов. Поддерживать «умирающих» или процветающих? Кого выберет государство?
Дефицит бюджета выбора не оставляет – поддержат тех, у кого больший потенциал налогообложения.