RussianEnglish
RussianEnglish

Маркетплейсам и платформенно занятым добавят "социальной ответственности"

Законопроект «О платформенной занятости» и Совет цифровых платформ при РСПП представляют собой новую попытку регулировать самозанятых, задействованных на маркетплейсах, и добавить «социальной ответственности» крупному бизнесу.
Михаил Меркулов
12/04/2024

В декабре 2023 г. принят новый закон «О занятости населения в РФ», первичная редакция которого включала в себя понятия «самозанятый» и «платформенная занятость». Итоговый текст федерального закона данные понятия, к счастью, не сохранил.

Не прошло и 3-х месяцев после вступления в силу федерального закона, как на страницах авторитетных федеральных изданий «Коммерсантъ» (1) и «Ведомости» (2) вновь разгорелась дискуссия о новом законопроекте «Платформенная занятость».

05 апреля 2024 г. Заместитель Председателя Совета Федерации И.Святенко на официальном сайте Верхней палаты Парламента (3) поддержала идею специального правового регулирования платформенной занятости по опыту европейских стран.

Регулярно участвую в анализе подобных инициатив и смею предположить, что причины законодательной активности имеют совсем иную мотивацию:

Во-первых, существующие правовое регулирование отношений между маркетплейсами, поставщиками услуг и клиентам осуществляется на основании норм Гражданского кодекса с использованием договоров присоединения. Правовая конструкция не формирует трудовые отношения и не создает обязательств платформ по социальной защите «работников». Поставщики услуг («работники») имеют статус ИП или самозанятых. Правовые статусы исполнителей позволяют существенно экономить на социальных взносах, сохранять конкурентную себестоимость услуг клиентам, равномерно распределять риски и ответственность. Договорная форма сотрудничества с маркетплейсами подтверждена обширной судебной практикой и устраивает все стороны, кроме дефицитного бюджета РФ.

Во-вторых, в апреле 2023 г. Российский Союз промышленников и предпринимателей предпринял попытку саморегулирования отрасли электронной коммерции. Крупнейшие маркетплейсы (Озон, Яндекс, Авито, Wildberries) торжественно подписали Хартию о принципах развития платформенной занятости и анонсировали создание Совета цифровых платформ. По состоянию на апрель 2024 г. достижения и активность Совета в публичной плоскости не фиксируются.

В-третьих, в настоящее время предпринимается попытка наполнить перинатально мёртвую структуру Совета новым содержанием - «досудебным арбитражем платформенных споров». Создание общественной организации альтернативной третейским судам малоперспективно, так как:
  • Участники Совета цифровых платформ являются прямыми конкурентами друг другу с полярными коммерческим интересами;

  • Решения «Третейского Совета» всегда оставляют одну сторону проигравшей. Право и механизм обжалования должны будут укладываться в нормы гражданско-процессуального или арбитражно-процессуального кодексов, обесценивая третейскую досудебную работу Совета;

  • Если «платформенно занятых лиц» уравнять в правах с работниками по Трудовому кодексу, то на них автоматически распространится сложившаяся судебная практика, в соответствии с которой работник выигрывает суд в 90% случаев. Поддержку законопроекта со стороны маркетплейсов, в которых они станут заведомо проигравшей стороной, получить не удастся;

  • Внедрение механизма отраслевого саморегулирования успешно свершилось лишь в сфере проектирования и строительства. Причина успеха, на наш взгляд, заложена в «декриминализации» строительного лицензирования, существовавшего до СРО. Выгоды участников строительного рынка оказались значительны, т.к. как избавляли от коррупционно ёмкого обязательного лицензирования. В ситуации с досудебным саморегулированием в Совете цифровых платформ обратная ситуация: предлагается сложившуюся гражданско-правовую модель искусственно утяжелить внесудебным механизмом и дополнительной социальной нагрузкой.

Представляется, что за инициативами Совета Федерации и дискуссиями федеральных СМИ, удачно совпавшими в апреле, стоят не интересы платформ и самозанятых, а дефицит бюджета и социальных фондов, побуждающих законотворческими инициативами крупный бизнес, покрывать возросшую социальную нагрузку.

Аналогичная практика экстра социальных доплат уже применена в отношении металлургов и золотодобывающих компаний.

Дошла ли очередь до маркетплейсов?

Ссылки на материалы в СМИ:
(1) ИД «Коммерсант» 02/04/24 «ФНС пересчитает самозанятых»
www.kommersant.ru/doc/6611585
(2) ИД «Ведомости» 02/04/24 «ФНС могут наделить функцией надзора за Советом цифровых платформ»
www.vedomosti.ru/economics/articles/2024/04/02/1029275-fns-mogut-nadelit-funktsiei-nadzora-za-sovetom-tsifrovih-platform
(3) Официальный сайт Совета Федерации ФС РФ 05/04/24
«Платформенная занятость должна быть интегрирована в систему трудовых и экономических отношений И.Святенко»
www.council.gov.ru/events/news/155295/
(4) ИД «Ведомости» 25/01/24 «Платформенная занятость становится основным источником дохода»
www.vedomosti.ru/management/articles/2024/01/25/1016639-platformennaya-zanyatost-stanovitsya-osnovnim-istochnikom-dohoda
(4) «Эксперт РА» 29/01/24«Платформам задали профсоюзный вопрос»
https://expert.ru/obshchestvo/platformam-zadali-profsoyuznyy-vopros/

НУЖНА УСЛУГА ПО ПЕРСОНАЛУ?
Ответим на Ваши вопросы и поможем в построении эффективных бизнес-моделей