RussianEnglish
RussianEnglish
Большая вовлеченность трудоспособного населения в оказание услуг и торговлю с помощью маркетплейсов ошибочно формирует иллюзию наличия возникновения трудовых прав и защиты. Журнал «Эксперт» вместе с нашими экспертами разбирался в ситуации с предоставлением социальных и трудовых гарантий исполнителям услуг на платформах и перспективах Закона «О платформенной занятости». Директор практики организационного развития, к.ю.н. Михаил Меркулов поясняет:

Платформенная занятость и трудовые гарантии - несовместимы

Связанные услуги
Кадры
Мотивация
Оргструктура
DISC-тестирование
Получение гражданами личных доходов с помощью цифровых платформ стало массовом явлением, конкурирующим с рынком наемного труда. В основе сотрудничества лежит самостоятельное принятие исполнителем правовых рисков от предпринимательской деятельности по обязательствам перед клиентами и платформой без социальных гарантий. Как пример, отсутствие заказов на услуги исполнителя приведет к отсутствию оплаты его труда в конце месяца. В трудовых отношениях такая ситуация невозможна. Использование промежуточных юридических лиц для сервисов такси и курьеров выполняет функцию буфера, а не классического работодателя.

«Платформенная занятость» впервые упоминался в законопроекте №275599-8 «О занятости населения РФ». В итоговой редакции ФЗN565 от 12.12.2023 данный термин исключён. В результате взаимоотношения исполнителей с информационно-телекоммуникационными платформами (маркетплейсами) не являются трудовыми отношениями. Соответственно, применение социальных гарантий прав работников в прямую не применимо к исполнителям услуг.

Например, при оказании курьерских услуг платформы часто используют опцию страхования. Но в первую очередь страхование касается гарантий сохранности доставляемого имущества, переданного в доставку; нарушения прав третьих лиц, если курьер попал в ДТП; порчу имущества (транспортных средств доставки).
Действующая правовая конструкция взаимоотношений исполнителей, клиентов и платформ основана на гражданско-правовых договорах (оферте). Договор заключается сторонами путём присоединения, (например, фактом использования сервиса, либо нажатием кнопок «согласен»).

В момент активации сервисов исполнители редко знакомятся с многостраничными ссылками на правила маркетплейсов, которые они принимают. Правовые последствия такого «согласия» исчисляются в судебной практике сотнями споров между исполнителями и агрегаторами. Суды обоснованно принимают сторону агрегаторов, признают их поставщиками информационно-справочных услуг (информационными посредниками) и исключают интерпретацию отношений с исполнителями в качестве трудовых.

Массовые споры с маркетплейсами происходили в случаях одностороннего существенного изменения операторами условий расчётов, комиссий и штрафов. В силу большого охвата занятости на платформах возмущение исполнителей приводило к публичным протестам и освещению в СМИ. Однако, правовые последствия для платформ не наступали, так как изменение в одностороннем порядке условий оплаты и расчётов заложены в договоры у всех операторов.
Маркетплейсы и оферта
27/01/2024
Пресс-центр
*Нажимая на кнопку, Вы принимаете условия Политики конфиденциальности.
Михаил Меркулов
Директор практики организационного развития
Получить консультацию
Многообразие платформ и сервисов образуют различные типы рисков, как для исполнителей, так и для клиентов. Наиболее массовые споры связанны с возникновением рисков:
  • утраты, порчи, некорректного исполнения заказов;
  • несвоевременного оказания услуг;
  • нарушения прав интеллектуальной собственности по товарным знакам;
  • ущерба третьим лицам;
  • в расчётах (незаконное списания, необоснованные долги, задержки в оплатах, необоснованные комиссии и штрафы).

Суды с операторами платформ носят гражданско-правовой характер, а не трудовой. Востребованность платформ исполнителями и массовая вовлеченность граждан в оказание услуг с помощью платформ, свидетельствует о достаточности социальных и правовых гарантий исполнителей и их конкурентной привлекательности в сравнении с классическими трудовыми гарантиями.

Экономические стимулы побуждают граждан отказываться от социально гарантированных рабочих мест за 50.000 руб., переходя в социально не защищенную категорию исполнителей с доходом 150.000+ руб.

Маркетплейсы помогают исполнителям в предпринимательской деятельности получить эффективный сбыт услуг и товаров, их маркетинг, медиацию конфликтных ситуаций, безопасные расчёты с клиентами, но не являются социальными учреждениями по защите трудовых прав.

Подробности в публикации Журнала "Эксперт"

Причины судов с маркетплейсами

Директор практики организационного развития